Курсы валют: « »

Оригинал и неоригинал

Как не ошибиться при выборе неоригинальных запчастей

 Вопрос, скажем прямо, мало изученный на просторах российского интернета. Слухов и неверных доводов существенно больше, чем реальных фактов.

Содержание :

  1. Теория. Как появляются оригинальные и неоригинальные запчасти

  2. Качественные неоригинальные запчасти или аналоги

  3. Другие неоригинальные запчасти

  4. Практика. Как выбрать неоригинальные запчасти.

  5. Условный рейтинг брендов неоригинальных запчастей и аналогов


Немного теории

Для начала давайте проясним, как вообще комплектующие для американских автомобилей попадают на конвейер автоконцерна и на склады для aftermarket-запчастей. Для европейских и азиатских автомобилей ситуация кардинально не отличается. Все нижеописанное не является аксиомой, всегда есть исключения из правил.

Как детали попадают на конвейер

Например, рассмотрим процесс поставки комплектующих на примере американского завода концерна Ford, находящегося в Детройте, родине американской автомобильной промышленности. На этом заводе есть несколько сборочных цехов, а так же сварочный и покрасочный цеха.

Обычно происходит так:

1) Кузовные детали отливаются и прессуются в сварочном цеху, то есть, неподалеку от сборочного цеха. Они дороги в транспортировке (тяжелые, легко повреждаются), поэтому так их производить выгоднее. После отливки и выпрессовки детали покрываются слоем грунтовки. Часть из них отправляются в малярный цех, где детали окрашиваются и далее по конвейерной линии идут в сборочный цех. Другая часть деталей отправляется на склады для aftermarket-запчастей (то есть запчастей, которые будут продаваться в магазинах, а не ставиться на новые машины).

2) Двигатели производятся обычно на других заводах. У Ford, например, есть огромный завод по производству двигателей в немецком Кельне, производящий двигатели для мировых и европейских моделей. Для чисто американских моделей (Taurus, Flex) двигатели производятся на заводах поменьше, находящихся в США и Канаде. Готовые двигатели отправляются транспортом на заводы, которые будут устанавливать их на автомобили на конвейерах.

3) Производство трансмиссий со временем все больше и больше переходит на принцип глобализации. То есть автоконцерн заказывает у производителя АКПП проектирование и производство трансмиссий, которые потом получает в готовом виде и устанавливает на сборочном конвейере. Ford пока предпочитает проектировать и производить АКПП самостоятельно, но соседний Chrysler уже давно заказывает полный цикл производства АКПП у других компаний - сначала у "родственной" корпорации Daimler, теперь у гиганта этой отрасли - немецкой компании ZF. Похожая ситуация и с рулевыми рейками.

4) Рычаги подвески производитель обычно делает сам на каком-нибудь небольшом заводе или заказывает у локального подрядчика - их производство не сложное, а материалы и транспортировка получаются дорогими. Например, в Германии многие производители заказывают детали ходовой у Lemforder.

5) Собственно, львиную долю остальных запчастей производитель заказывает у своих поставщиков. Это может быть поставка через ресейлера, который возьмет на себя задачи по поставке, растамаживанию, контролю качества и гарантийным обязательствам, а может быть и поставка напрямую с завода, если размер заказа крупный.

Что в большинстве случаев американские производители сами не делают, а заказывают у поставщика:

Свечи - NGK, Champion, Bosch
Форсунки - Standard
Ремни агрегатов, ремни ГРМ и их ролики - Gates, Dayco
Ступицы - заводы по производству подшипников в Корее и Китае
Сайлентблоки, прокладки и прочие резиновые изделия - заводы в Турции, Тайване ,Таиланде, Индонезии и Филлипинах
Электронные модули, парктроники, датчики дождя и света, блоки АБС, ЭБУ (мозги двигателя) - Siemens, Bosch, Mitsubishi
Тормозные диски, колодки и суппорта - Bosch, Brembo, Ferodo
Лампы - Philips, Osram
Пневмобаллоны и пневмонасосы - Wabco
Бензонасосы — Bosch, Siemens, Delco
Стекла - Pilkington, AGC, Securit
Магнитолы и динамики - Sony, Altec

Логика простая - зачем изобретать велосипед и делать мелкосерийное производство, если есть монстры этой отрасли, которые уже отладили все техпроцессы и могут сделать это лучше и дешевле?
Поставщик (например, Bosch) отправляет заказ на один из своих заводов по всему миру (в зависимости от планов производства, это может быть как собственный завод, так и просто арендуемая производственная линия), после чего доставляет заказ огромными партиями от своего завода до склада автоконцерна.
Поступающие от поставщиков детали проходят контроль качества, а далее, как и с кузовщиной - часть идет на сборочный конвейер (либо напрямую, либо на промежуточный склад рядом в соседнем помещении с конвейером), часть на склады компании aftermarket. Там детали упаковываются в красивую упаковку (или просто кладутся в пакетик с номером), откуда они потом отправятся на прилавки под брендами Motorcraft, Mopar, GM и т.п.

На заводах, производящих двигатели и АКПП, принципы те же самые - производитель сам изготовляет сложные уникальные детали (например, корпус АКПП, распределительный вал или коленчатый вал двигателя), а прокладки и подшипники заказывает у поставщиков.

Дистрибуция и поставка на прилавки магазинов

Между магазином запчастей и производителем стоит третье звено - дистрибьютор, он же поставщик. Дистрибьютор берет на себя всю логистику - загрузка товара на aftermarket-складах, доставка до пункта отправления, транспортировка из пункта отправления (например, порт в Майями или аэропорт Детройта) в пункт назначения (например, порт в Питере или аэропорт в Москве), таможенное оформление товара, поставка на склад дистрибьютора, а далее уже на склад магазина.

Дистрибьютором может быть независимая компания , а может быть и дочерняя компания представительства автоконцерна в России, например, Renault или Toyota.
Магазин запчастей занимается только продажей запчастей, логистика его не волнует. Магазин следит за складом расходников, чтобы всегда были в наличии, консультирует покупателя, подбирает номера запчастей, размещает заказ у дистрибьютора.

Соответственно, рассмотрим на конкретном примере, как может выглядеть путь оригинальных свечей Ford (бренд Motorcraft) от начала производства до конечного покупателя:

  1. Ford заказывает у NGK свечи требуемых параметров (резьба, длина, искра, напряжение и прочее) в партии например 100000 штук

  2. NGK отправляет заказ на свой завод в Японии (а вообще, как получится - всего у NGK порядка 20 заводов по всему миру, от США до Китая, причем доля производства последнего с каждым годом все выше)

  3. Деталь производится на заводе NGK (себестоимость - 50 центов, навар производителя - 100%, то есть всего получается стоимость производства детали на заводе - $1)

  4. NGK транспортирует деталь до склада Ford (+$1 за логистику, стоимость повысилась до $2)

  5. Ford производит контроль качества детали, убирает свечу в коробку с лейблом Motorcraft и отправляет на свой склад aftermarket-запчастей (навар 200%, стоимость повысилась до $6)

  6. Дистрибьютор забирает деталь со склада в США, перевозит в Москву, делает таможенное оформление и привозит на свой склад, откуда уже мелкими партиями развозит по магазинам (навар 100%, стоимость повысилась до $12)

  7. Магазин продает деталь вам (навар 25%, стоимость повысилась до 15$).

  8. Если вы покупаете деталь в сервисе, то тут добавляется еще одно звено - сам сервис, который берет себе процент за подбор запчасти и ее заказ, а так же отвечает за ее качество при установке у них. Навар сервиса - от 5% у неофициалов до 200% у официалов. А еще бывает, что магазины поменьше, которые не могут сделать достаточный объем заказов, чтобы работать с дистрибьюторами напрямую, покупают запчасти по оптовым ценам у крупных магазинов (например, в Экзисте).

Таким вот образом свеча, себестоимость которой составляет 50 центов, стоит в магазине запчастей $15 или $30 в официальном сервисе, то есть в 30 и 60 раз дороже соответственно. Все делают свою работу и берут за это свой процент, при больших объемах производства и огромном ассортименте без этого не обойтись.

Качественные неоригинальные запчасти

А теперь мы поговорим о том, как появляются правильные неоригинальные запчасти. Есть два пути.

Крупные поставщики неоригинала

Например, NGK понимает, что зачем им продавать автоконцерну Ford свечи с минимальной маржой (автоконцерны на тендерах выкручивают все соки из внешних поставщиков), когда можно продавать их под своим брендом, минуя Ford и его бренд Motorcraft.
NGK налаживает связи с различными дистрибьюторами, разрабатывает маркетинговую стратегию (ценовая политика, реклама, промо-акции, таблицы совместимости для привязки оригинальных и неоригинальных номеров) и поставляет продукцию дистрибьютору напрямую со своих заводов.
Свечи под брендом NGK производятся на тех же конвейерах и ничем не отличаются от свечей, которые они поставляют на заводы Ford и других производителей. Единственное - отсутствует контроль качества детали со стороны Ford, но в нынешние времена вполне хватает контроля качества на стороне самого NGK (естественно, товар ненадлежащего качества они точно так же отбраковывают).
Из цепочки, описанной в предыдущем разделе, пропадают этапы 4 и 5, что положительно сказывается на цене конечного продукта.

Аналогичная ситуация у Bosch, Dayco, Gates, Lemforder, Brembo и других крупных производителей, работающих на оба фронта - и на поставку в автоконцерн, и на продажу в сегмент aftermarketОбратите внимание - деталь вполне может быть сделана в Китае и быть отличного качества, Китай Китаю рознь.

Поставщики неоригинала средних размеров

Второй случай немного отличается. Например, концерн Ford работает напрямую с заводами в Корее, специализирующимися на подшипниках, и заказывает у них ступицы колеса в огромном объеме, например, 30000 штук.
Стоимость ступицы для концерна Ford составляет $30 (включает в себя себестоимость, навар завода в Корее и доставка до США, плюс скидка за огромный объем), дистрибьюторам их продают по $90, а на прилавках магазинов в России они в итоге стоят по $230.

Американская компания Timken выясняет, на каких заводах производят эти ступицы и размещает заказ в духе "сделайте нам точно такие же, один в один, только партия будет поменьше, всего 1000 штук".
Объем меньше - значит цена производства больше, что тут поделаешь. Но зато вести в США ничего не надо - Timken сажает рядом с заводом своих представителей, которые обеспечивают передачу товара от завода дистрибьюторам. То есть дистрибьютор забирает товар прямо в Корее и везет напрямую в Россию. Цена ступицы для дистрибьютора, допустим, составляет не 90$, как за оригинал, а только $50.
И в случае с оригиналом, и в случае с 
Timken, покупатель получает одну и ту же ступицу с надписью "Made in Korea", но на коробке с оригиналом будет еще написано "Made in USA", так формально конечный товар "ступица в коробке" был сделан уже в США, как бы бредово это не выглядело.

Небольшое отступление, про страны изготовления. Яркий пример - оригинальный подвесной подшипник Chrysler идет с четырьмя надписями "Made in …". На самом подшипнике стоит гравировка "Made in Taiwan", на резиновой части стоит подпись "Made in Turkey", на металле выбито "Made in Mexico", а на коробке написано "Made in USA". То есть подшипник сделали в Тайване, резиновую часть, куда он вставлен - в Турции, в Мексике все это собрали и запрессовали в стальную обойму, а потом отвезли в США, упаковали в коробку и на коробке гордо нарисовали "Сделано в США".

В итоге Timken создает маркетинговую кампанию (реклама в автомобильных журналах, видеоканал на Youtube с инструкциями по ремонту и другие способы привлечения клиентов) и формирует ценовую политику так, чтобы в магазинах их ступицы стоили в полтора раза дешевле оригинала.

Выгода покупателя

В обоих случаях ценовая политика строится так, чтобы производитель, дистрибьютор и магазин смогли заработать от продажи больше, чем от продажи оригинала, а конечная цена продукта была бы ниже, чем цена оригинала, чтобы продукт оказался конкурентоспособным.
По сути, торговать неоригиналом в процентном соотношении выгоднее и дистрибьютору, и магазину, так как в этом случае маржа выше. Покупатель тоже в плюсе - получает ту же запчасть, только в другой упаковке, но зато дешевле.

Неоригинал лучше оригинала

Разберем еще один случай, который имеет место быть с американскими запчастями. Часто производители допускают конструктивные ошибки, что приводит к разным последствиям - деталь служит меньше обычного, дает нежелательные вибрации на кузов, снижает мощность двигателя и т.п.

Если конструктивная ошибка оказывается критичной, то производитель просто отзывает партию автомобилей для устранения проблемы. Если нет (особенно если проблема возникает на машинах после гарантийного срока) - то просто забивает и ничего не делает. Пока машина на гарантии - меняет деталь по гарантии, а потом уже пусть с этой проблемой разбирается покупатель. По сути, дополнительный стимул к покупке нового авто :)
Когда накапливается статистика по поломкам, многие производители неоригинальных запчастей ее исследуют, разрабатывают новую запчасть с изменениями, чтобы такая проблема больше не возникала и продают ее по цене оригинала или даже выше.

Один из таких производителей - Federal Mogul с их брендом Moog. Девиз бренда Moog - "The Problem Solver". Запчасти Moog учитывают конструктивные ошибки производителей, то есть не уступают по качеству оригиналу и даже порой его превосходят.

Например, не учли в концерне Ford, что стойки стабилизатора, которые они ставят на новую модель своего автомобиля, не подойдут для машины такой массы, и с ними постоянно будут проблемы в виде стука передней подвески.
Тогда на рынке появляются усиленные стойки стабилизатора 
Moog для этой модели. В магазине за те же деньги, что и оригинал, только служат в 2 раза дольше. Хит продаж.

Или еще пример - у машины с завода стоят достаточно слабые тормоза. Замена оригинальных колодок и дисков на другие оригинальные ничего не даст - это конструктивный просчет при проектировании тормозной системы, из-за чего тормоза - вата ватой. Тогда на рынке появляются тормозные колодкиBendix, где эту конструктивную ошибку обошли. Стоят такие колодки дешевле, а тормозит машина с ними лучше, чем на оригинальных колодках.

Посредственные неоригинальные запчасти

Итак, мы рассмотрели пример качественных неоригинальных запчастей, которые не уступают по качеству оригиналу (а иногда и превосходят его), но более выгодны с точки зрения цены. Теперь рассмотрим случаи, когда неоригинал хуже оригинала или его вообще опасно использовать на своем автомобиле.

Крупные игроки на рынке посредственного неоригинала

Если говорить про рынок запчастей для американских автомобилей, то на нем есть несколько весьма крупных и известных игроков, которые продают неоригинальные запчасти, по качеству не дотягивающие до оригинальных.

Например, компания Raybestos. Эта американская компания берет оригинальную запчасть, изучает ее, придумывает где можно сэкономить на производстве без сильного вреда для качества и делает заказ на производство на заводе где-нибудь в Китае.
Деталь производится, а дальше представители 
Raybestos напрямую из Китая передают товар дистрибьюторам. Детали получше идут на рынок США - там и сертификация продукции сложнее, и люди более дотошные - если из-за сломавшегося рычага человек попадет в аварию, он-таки засудит производителя неоригинальной запчасти и сдерет с него три шкуры. Детали похуже идут на рынок других стран, где покупатели вряд ли в случае проблем смогут добраться до производителя.

Одна хитрость - когда Raybestos выводит на рынок новую деталь, то сначала деталь делают хорошей по качеству, а когда набирается достаточное количество положительных отзывов, начинают снижать качество детали и повышать цену (рыночная экономика, как никак). Из-за этого на форумах часто можно встретить высказывания про то что "Raybestos стал уже не тот".

В целом при выборе запчастей из этой категории, покупатель получает запчасть, уступающую по качеству оригинальной, но зато дешевле. Тут просто нужно понимать, на чем вы экономите.

Низшая ценовая категория - неоригинал совсем плохого качества

Мы постепенно от оригинала подошли к самым дешевым неоригинальным запчастям. Откуда они вообще появляются и почему их так много на нашем рынке?

Предположим, есть в Москве владелец сети магазинов по продаже автомобильных запчастей. Он собирает статистику по тому, какие оригинальные и хорошие неоригинальные запчасти чаще всего пользуются спросом. После этого возникает идея - а почему бы не продавать под своим брендом похожие запчасти самому? Зачем делиться прибылью с дистрибьюторами и крупными производителями неоригинала, типа Lemforder? Почему бы все не забирать себе? Ведь русский человек всегда в первую очередь выбирает по цене, а потом уже по качеству - поставь хорошую цену и всегда будет спрос.

Идея, в чем-то разумная. Но вот менталитет русского человека "срубить много денег сразу и быстро свалить", оставшийся у многих с 90х, дает о себе знать.

Китайцы тоже не сидят без дела - анализируют, какие оригинальные запчасти пользуются спросом и пробуют их копировать. Копируют как умеют - где-то взяли сталь похуже, где-то форму сделали попроще, где-то еще как-то "оптимизировали" деталь. Цель одна - максимально снизить себестоимость. Естественно, ни о каком нагрузочном тестировании полученных деталей речи и не идет - это дорого, да и "не особо надо - внешне похоже, значит все ОК".
Только не путайте такие китайские заводы с теми же китайскими заводами именитых брендов типа NGK, Bosch и других производителей запчастей для конвейеров - это небо и земля по качеству и технологиям производства.

Итак, предприниматель делает заказ в Китай на производство ступицы, похожей на оригинальную запчасть с таким-то номером. С появлением сайтов типа www.alibaba.com это стало сделать проще, в промышленную часть Китая ехать самостоятельно не надо.
Заказ - 100 штук. Китайцы делают 2 предложения - вот ступица за 
$35, она по качеству будет не сильно отличаться от оригинала. А вот ступица за $32, она на $3 дешевле, но похожа на оригинал лишь внешне - менее точное производство, хуже материалы, не проводилось тестирование и т.п.

И тут включается русский менталитет. Русский предприниматель заказывает самый дешевый вариант, чтобы максимизировать свой навар. После этого китайский завод отправляет товар в Россию, предприниматель его растамаживает, покупает сертификат соответствия и продает в своих магазинах по цене в 2 раза меньше оригинала.

В итоге такая китайская ступица неудовлетворительного качества будет стоить не $230, как оригинал, и даже не $160, как Timken, а всего $120. Спрос будет неимоверный.

Чтобы скрыть, что товар - откровенно китайский китай, регистрируется фирма где-нибудь в Канаде, Венгрии, Италии или Польше, делается на скорую руку сайт на английском и придумывается красивая история бренда. Мол, лидер рынка, поставка запчастей для конвейеров автоконцернов, победы на выставках и т.п. В России можно писать любую лабуду о товаре и ничего тебе на это не будет, вот все и пользуются.
Над названием таких фирм обычно не заморачиваются, берут какое-нибудь слово и прибавляют к нему слово "parts". Почитайте "историю успеха" таких фирм на Экзисте, а потом попробуйте найти подтверждение этих фактов где-нибудь на нормальных ресурсах за пределами российского интернета.

В общем, такие запчасти стоит обходить стороной. Не верите - почитайте на различных форумах отзывы об оторванных шаровых опорах и рулевых наконечниках, приводящих к серьезным авариям. Использование таких запчастей может быть опасно для вас или для вашего автомобиля.

Если вы любите свою машину и не собираетесь продавать ее через неделю после ремонта - обходите такие запчасти стороной.

От теории - к практике: как выбирать неоригинальные запчасти

Итак, вы прочитали первую часть статьи и теперь знаете, что такое оригинальные запчасти, хорошие неоригинальные запчасти и плохие неоригинальные запчасти. Теперь более конкретно о том, чем руководствоваться при выборе неоригинальных деталей.

Само собой, можно всегда брать оригинальные детали, если у вас есть лишние деньги. Если же оригинала нет в наличии или вы хотите сэкономить, не потеряв в качестве, то воспользуйтесь нашей памяткой по тому, какие запчасти стоит покупать, а какие нет.

Разделим все неоригинальные запчасти на 3 категории:

1) Качественный неоригинал - идентичен запчасти, которую ставят на новый автомобиль. Если стоит дешевле, чем оригинал - нужно брать.
2) 
Неоригинал среднего качества - хуже, чем оригинал, но использовать можно, понимая, на чем вы экономите. Брать только в случае отсутствия аналогичной запчасти из категории 1, или если нужно срочно, а в наличии ничего другого нет.
3) 
Неоригинал плохого качества - запчасти ненадлежащего качества, не покупать ни в коем случае.

Первая категория

Gates, Dayco, Brembo, Ferodo, Standard, SMP, Wabco, Lemforder, Timken, Sachs, Boge, Siemens, Bosch, Philips, Osram, NGK, NK, Champion, Ate, Lucas, Hella, Varta, Bendix, AKG, Knecht, Mahle, TRW, Elring, Mann, ZF, Stabilus, Pilkington, Securit, Kolbenschidt, Ernst, K&F, Arnott, Carlson, K&N, Bilstein, Valeo, ACDelco, Denso, Fram, Sylvania

Вторая категория

Raybestos, Wagner, Beru, Remsa, SKF, XYG, Glaser, Victor Reinz, Filtron, Behr, Loebro, Eibach, Koni, Textar, Mintex, Depo, Dorman, Cardone, Delphi, Fel-Pro, Airtex, Mevotech

Третья категория

Все бренды со словом "parts" в названии, Febi, Febi, Concord, Ajusa, Meyle, Optimal, Alko, Ruville, TYC, Dello, TYG, JP Group, Topran, Alco, Sfec, Herzog, Swag, Jurid, Tesla, Brisk, Starman, Morse, Friction Master, US Motor Works

В целом из каждого правила бывают исключения, так и по вышеприведенным организациям бывают приятные и неприятные инциденты. Например, под одной и той же маркой могут продавать отличные сайлентблоки и отвратительные прокладки двигателя. Но в целом тенденция такая, как приведена выше.
Не забывайте о подделках! Особенно при покупке запчастей из первой категории. Выбирайте проверенные магазины и внимательно осматривайте деталь.

Если же производитель запчасти, которая вас заинтересовала, не попал в список, то тут стоит узнать следующее:
1) Есть ли положительные отзывы об использовании данной запчасти на форумах?
2) Есть ли у производителя сайт за пределами России?
Если положительную информацию не удалось найти, значит, скорее всего это бренд-однодневка, торгующий китайской продукцией сомнительного качества. Лучше поискать что-нибудь аналогичное от более надежного производителя.